Ликвидация (прекращение деятельности) фирм

Что такое ликвидация предприятия (фирмы)?

Ликвидация фирмы — это прекращение юридического лица без правопреемства, т.е. без перехода его прав и обязанностей к другим лицам, и исключение его из Единого реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Такая процедура включает в себя аннулирование всех учредительных документов, проведение полной проверки со стороны налоговой инспекции и государственных внебюджетных фондов, подшивка документов и сдача их в государственные архивы на постоянное хранение.

Ликвидация фирм может происходить в добровольном или принудительном порядке.

В принудительном порядке предприятие может быть ликвидировано по решению суда в случае:

  • осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии),
  • осуществление деятельности запрещенной законом,
  • осуществление деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона;
  • иные случаи, предусмотренные Законом, например банкротство.

Добровольная ликвидация юридического лица осуществляется по решению его главного органа управления, как правило, это решение его участников и имеет определённый порядок. Причины, по которым учредители (участники) принимают решение о добровольной ликвидации предприятия, могут быть различны (например, в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано; и т. д., но в большинстве случаев это наличие у предприятия кредиторской задолженности перед бюджетом.

Порядок добровольной ликвидации юридического лица.

  1. Принятие общим собранием общества решения о ликвидации общества и назначение ликвидационной комиссии; утверждение состава ликвидационной комиссии; утверждение проекта сроков и порядка ликвидации юридического лица.
  2. Направление сообщения о ликвидации фирмы по установленной форме в налоговый орган по месту учета в 3-дневный срок с момента принятия решения о ликвидации. Также ликвидационная комиссия в письменном виде уведомляет о принятом решении внебюджетные фонды.
  3. Размещение сообщения о ликвидации общества, а также о порядке и сроке заявления требований его кредиторами (этот срок не может быть менее 2-х месяцев с момента публикации) в органах печати.
  4. Проведение заседания ликвидационной комиссии после окончания срока предъявления требований кредиторами, на котором утверждается проект промежуточного ликвидационного баланса. Проект должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого общества, перечень предъявляемых кредиторами требований, а также информацию о результатах их рассмотрения.
  5. Согласование промежуточного ликвидационного баланса с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.
  6. Ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества общества с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений (в том случае, когда денежных средств общества недостаточно для удовлетворения требований кредиторов).
  7. Ликвидационная комиссия подает заявления о снятии с учета в налоговый орган и внебюджетные фонды, которые проводят проверки ликвидируемого общества. По окончании проверок данные органы выдают справки об отсутствии задолженности у общества соответственно перед бюджетом и внебюджетными фондами.
  8. Со дня согласования с регистрирующим органом промежуточного баланса ликвидационная комиссия производит денежные выплаты кредиторам общества в следующей очередности:
    • первая очередь — удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое общество несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
    • вторая очередь — производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
    • третья очередь — удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого общества;
    • четвертая очередь — погашается задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами.
    После удовлетворения требований кредиторов предыдущих очередей и не ранее чем через 1 месяц после утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия приступает к расчетам с другими кредиторами.
  9. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия проводит свое заседание, на котором утверждает проект ликвидационного баланса.
  10. Производится согласование ликвидационного баланса с регистрирующим органом.
  11. Ликвидационная комиссия распределяет между участниками (акционерами) оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество.
  12. Ликвидационная комиссия отражает расчеты с кредиторами и с акционерами АО в ликвидационном акте.
  13. По завершении расчетов с акционерами ликвидационная комиссия закрывает счета в банках (о закрытии каждого счета необходимо сообщить в налоговый орган по установленной форме в течение 10 дней).
  14. Ликвидационная комиссия передает на хранение в архив документы по личному составу общества (приказы, учетные карточки, карточки лицевых счетов по начислению заработной платы или расчетно-платежные ведомости), а также протоколы общих собраний общества. Прием документов в архив удостоверяется справкой, копия которой передается в регистрирующий орган.
  15. Ликвидационная комиссия подает в регистрирующий орган с целью последующей регистрации ликвидации общества, следующие документы:
    • устав;
    • справки из налогового органа и внебюджетных фондов о снятии с учета;
    • справки из банков о закрытии счетов;
    • письмо из органов статистики о снятии с учета;
    • справку из архива;
    • декларацию на уничтожение печати и штампов.
    Регистрирующий орган выдает справку о ликвидации общества. С момента исключения из Единого государственного реестра и общество считается прекратившим свое существование.
  16. Ликвидационная комиссия подает копии справок о ликвидации общества в налоговый орган и внебюджетные фонды.

Налоговый орган выдает уведомление о снятии общества с налогового учета.

Существуют определенные требования, невыполнение которых влечет за собой ликвидацию:

  • если число участников ООО (ЗАО) превышает 50 , оно подлежит преобразованию в открытое акционерное общество (ОАО) в течение года. По истечении этого срока предприятие подлежит ликвидации в судебном порядке, если число участников не уменьшится до установленного законом предела;
  • если оставшаяся часть уставного капитала по истечении срока остается неоплаченной, общество обязано уменьшить размер уставного капитала и зарегистрировать это уменьшение либо прекратить свою деятельность путем ликвидации;
  • если стоимость чистых активов общества становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации.

Каковы сроки проведения ликвидации фирм?

Срок ликвидации фирм составляет минимум 4 месяца и включает в себя:

  • приём требований от кредиторов (2 месяца);
  • выплата денежных сумм кредиторам (1 месяц);
  • снятия с учета всеми инстанциями (внебюджетные фонды, налоговые органы);
  • оформление заключения в регистрирующем органе.

Какие существуют дополнительные способы прекращения деятельности юридического лица?

Из наиболее используемых способов прекращения деятельности юридического лица, с последующим исключением его из Единого реестра юридических лиц, можно назвать два: присоединение к другой организации и слияние нескольких юридических лиц.

  1. Присоединение к другой организации.

    Все права и обязательства ликвидируемого предприятия при присоединении переходят к предприятию, к которому присоединяется ликвидируемое предприятие.

    Присоединение считается завершившимся с момента внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Соответственно, по завершении присоединения директор ликвидируемого предприятия автоматически прекращает свои полномочия, передавая по акту приемки-передачи документацию ликвидированного предприятия директору предприятия-правопреемника.

    Однако, до подачи документов в регистрирующий орган, необходима публикация объявления о присоединении в печати (с последующим 2-месячным ожиданием претензий кредиторов) и уведомление о планируемом присоединении налогового органа, в котором предприятие состоит на учете. Инспекция МНС РФ принимает решение либо о проведении проверки, либо об отсутствии необходимости в ней, после чего ставит отметку на «объединительный» баланс предприятия, к которому производится присоединение.

  2. Слияние с другим предприятием.

    переходят к новому юридическому лицу, которое появляется на месте слившихся предприятий. Слияние считается завершенным с момента внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Соответственно, по завершении слияния директор ликвидируемого предприятия автоматически прекращает свои полномочия, передавая по акту приемки-передачи документацию ликвидированного предприятия директору предприятия-правопреемника. До подачи документов в регистрирующий орган, необходима публикация объявления о слиянии в печати (с последующим 2-месячным ожиданием претензий кредиторов) и уведомление о планируемом слиянии налогового органа, в котором предприятие состоит на учете. Инспекция МНС принимает решение либо о проведении проверки, либо об отсутствии необходимости в ней, после чего ставит отметку на «объединительный» баланс предприятия, к которому производится присоединение.

Сроки: 3-6 недель

Альтернативные способ ликвидации Вашего предприятия.

Таким способом является смена учредителей, Генерального директора, главного бухгалтера. Замена учредителей производится путем заключения договора купли-продажи (дарения) доли в уставном капитале между старыми и новым участниками. После заключения договоров купли-продажи (дарения) необходимые изменения в учредительных документах регистрируются в регистрирующем органе.

Сроки: 10-14 дней

Прежде чем выбрать способ ликвидации вашей фирмы, необходимо серьезно подумать, какими руководствоваться критериями при проведении подобной операции: сроками или юридической чистотой и безопасностью. При решении этого вопроса Вам могут помочь наши специалисты. Звоните к нам и мы ответим на любые Ваши вопросы или воспользуйтесь нашей консультацией.



Сэкономьте в деньгах,
выиграйте в качестве!
Позвоните нам по телефону:
(095) 268-35-75
и получите консультацию!

Мы готовы предложить специальные условия для клиентов с постоянным объёмом заказов по регистрации юридических лиц. Возможные скидки — до 30 %.

Индивидуальная разработка учредительных документов — это предложение для тех, кому необходима детальная проработка Устава предприятия и общие требования действующего Законодательства могут не совсем полно отражать потребности создаваемого предприятия.

Регистрация в Реестре малого предпринимательства г. Москвы — это реальная поддержка Вашего бизнеса и возможность получения льгот и преимуществ перед остальными хозяйствующими субъектами.

Вниманию собственников и арендаторов нежилых помещений, кого интересует коммерческое предложение о сотрудничестве по предоставлению юридических адресов для регистрации юридическим лицам. Свяжитесь с нами, и мы уверены, наше предложение Вас заинтересует.

Телефон: (095) 268-35-75
(c) www.lb-consult.ru - 2005